en[c]losed

А ты знаешь, в чём твоя вина?

Вы — частный детектив Джек, который расследует череду загадочных исчезновений людей. Ваше расследование приводит вас за Стену, мрачное кирпичное сооружение, построенное несколько веков назад... Полное описание»

avatar

Старт на Greenlight, интересное наблюдение и просто мысли вслух о пиаре инди-игр

опубликовал в Блог проекта en[c]losed
Старт на Greenlight, интересное наблюдение и просто мысли вслух о пиаре инди-игр Открою секрет: почти одновременно с добавлением моего проекта на Gamesetup, я добавил его в Steam Greenlight для голосования и комментирования. Прекрасно осознавая, что игра (если ее уже можно так назвать) еще очень сырая, я, прежде всего, преследовал следующую цель: мне было интересно, насколько хорошо обычные скриншоты способны презентабельно представить имеющийся материал без наличия видео и с обычным, не слишком большим описанием. Результат был предсказуем, хотя для меня и не слишком понятен. В комментариях люди писали: «Ммм… Хорошо выглядит. Думаю, это стоящий проект. Но из-за отсутствия видео я голосую против», в чем логика-то?! Ну возьми ты напиши: «Скриншоты ничего не дают. Нужно видео. Поэтому я голосую против» или нажми «Напомнить мне позже», если ты пишешь, что это стоящий проект, чтобы дождаться видео и окончательно оценить игру. В итоге соотношение «за» и «против» получилось не утешительное (ну, если бы я и вправду хотел продавать игру через Steam), но, так как моей целью было провести своего рода социальный эксперимент, я не расстроился.

А теперь самое интересное: проект был опубликован в списке платных. Далее я нарочно перенес его в раздел free-проектов. И тут началось: «Его определенно стоит ждать!», «Я уже не могу дождаться, когда вы его закончите!», «Бро, да это вещь! Так держать!». Заметьте — и видео уже никому было не нужно.

Сам собой напрашивается вывод: потенциальный игрок оценивает не представленный ему проект, а то, по какой системе он будет распространяться. Я, конечно, не говорю сейчас о ААА-проектах. Я говорю о инди-играх, которые всегда будут вызывать определенную долю недоверия со стороны потенциальных покупателей. Но это не проясняет ситуацию с комментариями. Люди явно пишут не то, что думают (причем в обоих случаях) и, если в первом случае они ориентируются на то, что игра будет продаваться и больше уже ни на что не реагируют, считая это главным минусом, то во втором случае free-система распространения точно так же застилает им глаза и становится главным плюсом проекта. Это мои выводы. Так как достичь объективности? Первое, что приходит в голову — это подходящий момент для заявления о своей игре, когда разработчику уже есть, что показать (нечто большее и лучшее, чем то, что показал я) и, конечно, сам показываемый материал не должен состоять лишь из одних скриншотов. Но! Находясь в условиях инди-игростроения, мы все с вами понимаем, что и PR-система у нас с вами инди. Тем более ни скриншоты, ни видео не гарантируют игроку качество финального проекта. Мы знаем кучу примеров, когда заявление об игре начиналось с одного скриншота или концепт-арта, не превращаясь в дальнейшем в полноценную PR-компанию, но игры выходили такие, что закачаешься. С другой стороны мы знаем и множество противоположных ситуаций, даже в среде ААА-проектов. Помните знаменитое геймплейное видео из TES: Oblivion, где на примере одной нерадивой хозяйки то ли книжного магазина, то ли трактира нам демонстрировали систему искусственного интеллекта Radiant-AI? Собачку жалко…

Более-менее крупные инди-студии идут по пути профессионального пиара. И правильно, если есть такая возможность — глупо ее не использовать. Но тут мы выходим на определенное противоречие. Что есть инди-разработка? Что отличает именно инди-разработку от кустарной разработки, от бесплатной самодеятельной разработки, от бюджетной разработки молодых интузиастов. Или это все и есть то самое инди? Все мы хотим носить гордое имя инди-разработчика. Это модно. Да и оправдываться ни перед кем не нужно: инди-разработчик — режиссер авторского кино, гордо произносящий: «А я так вижу!». Это дает возможность многим бездарностям и лентяям заниматься разработкой инди-проектов. С другой стороны, и это главное, у людей, обладающих талантом, появляется невероятная возможность к самовыражению, к творчеству, не зависящему от продюсеров, чтобы мы могли радоваться и восхищаться свежими идеями и новыми играми.

Меня волновали эти вопросы и я хотел поделиться этой статьей с вами. Прошу прощения, за такой объем текста. Вывод у меня простой: мы с вами не просто разработчики, мы и «оцениватели». Оценка всегда на что-то опирается. Так пусть же она опирается на здравый смысл и терпение. Никакой скриншот и никакое видео не дадут вам почувствовать игру. Это мое мнение, но я в этом глубоко убежден. Только с выходом можно сказать о том, что за проект получился: хороший или плохой. Ни free-система распространения, ни видео, ни описание не являются плюсами самой игры и мы с вами это прекрасно понимаем. Если разработчик один и он не красноречив, то что теперь делать? Фигня она и в Нарнии фигня. Время всегда расставит все тачки над i. Хорошее обязательно останется, плохое — забудется. Но мы в конце концов, получим то, что сами выберем.

12 комментариев

avatar
Интересный топик. В него бы добавить ссылочку на игру в Greenlight.
avatar
Спасибо, я старался. Но страницу в Greenlight я закрыл для обычного доступа. Если нужна ссылочка, то пишите в личку. С удовольствием предоставлю.
avatar
Скриншоты и видео созданы не для того, чтобы потенциальный игрок «прочувствовал» игру по ним. Они созданы исключительно в целях привлечения, чтобы человек купил игру, так как во первых у нас не средневековье, чтобы покупать кота в мешке, а во вторых, вот, что они (скриншоты и видео) хотят донести до нас «посмотри, что у меня есть, нравиться? Но ты не уверен, что хочешь купить? Тогда посмотри ещё вот это видео, а теперь? Теперь ты готов купить?» Вот и весь секрет.
avatar
Я знал этот секрет. Но дело напрямую не в нем. Понятно, что любой здравомыслящий человек покупает только то, в чем он заинтересован. Здесь все дело в реакции, если вы понимаете, о чем я. Одни и те же скриншоты в разных системах распространения вызвали разную реакцию. Я, как создатель, хочу, чтобы мои будущие игроки оценили предоставленный материал адекватно. А получилось так: «Покупать я это не стану, но, если отдадите просто так, то с нетерпением жду». Но если проект выглядит плохо, зачем его ждать, даже если он бесплатный? Об этом и речь. Что мы формируем в головах у разработчиков мнение об игре зачастую не по тем критериям.
avatar
Ну а как же пословица «дарёному коню в зубы не смотрят»? «Да, в этой игре что-то есть, что? Бесплатно?! Обязательно скачаю как выйдет!» Как известно большинству людей очень трудно расставаться со своими деньгами, исходя из этого они себе скажут приблизительно такое, «Да, в этой игре что-то есть, что? Платно?! Ну нет, она всё таки не дотягивает». Для русского человека это возможно и странно, хотя и не очень, но на западе, ХОРОШИЕ Инди проекты, стоят зачастую не меньше чем их любимый, старый, сетевой шутер. По этому когда дело доходит до денег, такие люди становятся очень избирательными, одно дело скачать и пройти бесплатно, совсем другое платить за это деньги. Люди привыкли платить либо за очень высокое качество исполнения «графика» Либо за геймплейные находки, если же игра не несёт в себе ничего совершенно нового, то это как правило не пользуется спросом, всем всё равно сколько души вы в это вложили, если там не будет своей фишки. Что же касается «прочувствовать» в игрострое придумали и к этому решение, Демо версия игры, после неё игрок уже может окончательно для себя решить, будет ли он это покупать или нет, но и это уже не становится показателем качества, вспомните нашумевший случай с alien colonial marines" Демо версия была намного качественнее чем игра в целом, по этому люди и хотят за свои деньги, УЛЬТРА игру, которая подарит им новые ощущения.
avatar
И да, не говорите глупостей, пресловутое «БЕСПЛАТНО» не может плохо выглядеть, вот такой вот парадокс. Когда дело касается бесплатного, люди по другому начинает к этому относиться, они уже видят игру не как корову на которой хотят доить деньги, а скорее как продукт творческий, чистый, душевный, хотя это может и не являться таковым. Странно? да. Глупо ли? не совсем.
avatar
Я не говорю глупостей, я выражаю свою точку зрения. Подбирайте, пожалуйста, более корректные обороты в полемике. К тому же, я ни слова не сказал про то, что «пресловутое „БЕСПЛАТНО“ плохо выглядит». Я весь топик только и говорил, что бесплатное выглядит хорошо. Но зачастую только потому, что оно бесплатное. Это в корне не верно — вот мое мнение. Бесплатность или платность не должны вообще быть руководством к тому, чтобы во что-то играть, а во что-то нет. Наверное, это идеалистичный подход, но, согласитесь, не лишенный логики. Я за то, чтобы оплачивать продукт творческий, чистый и душевный. И платить большие деньги за хороший инди-проект я тоже готов. А насчет видения огромной массой игроков творческого посыла в бесплатном проекте я сомневаюсь, хоть и хочу, чтобы это было правдой. Конечно, есть и такие и их много. Но давайте говорить начистоту: для большинства это просто халява. Про фишку я с вами согласен. Но опять-таки: если для меня в проекте нет фишки, то я не буду в него играть, будь он хоть сто раз бесплатным и не буду воспринимать его ни как подарок, ни как творческий посыл. Так что же меняет система распространения? Жадность на халявность? Или страх быть обманутыми на доверие к щедро дарящему. И как все эти подмены сказываются на складываемый в головах у разработчика образ продукта? Наверное, пока это все же вопросы риторические.
avatar
Так, постойте, а разве ваше мнение не может быть по моему мнению глупым? Это так же является моим мнением. И я считаю, что подбирая такой оборот как «глупости» я ни чуть не нарушаю корректности в данном сообщении, не корректно было бы сказать «тупости» но заметьте, я этого не сказал.
Что касается бесплатности
Бесплатность или платность не должны вообще быть руководством к тому, чтобы во что-то играть, а во что-то нет. Наверное, это идеалистичный подход, но, согласитесь, не лишенный логики.
Да, тут я с вами соглашусь, это не лишено логики, но опять же, это в «идеале», не надо забывать, мы с вами живём не в идеальном мире, поэтому логично предположить, что на этом вся теория и рушится. Казалось бы, так просто можно построить идеальный мир, делая ближнему своему больше, чем делаешь себе, но почему то не сложилось и люди живут так, как живут. Тут таже самая ситуация, не нужно плыть против течения, с недоумениями «почему же так! А не иначе!» Нужно плыть по течению, русло которого уже не сместишь, по крайней мере это не по силам небольшой команде.
avatar
Может быть. Но не всякое мнение должно быть выражено, во всяком случае, не все его компоненты. Ведь выражая ваше мнение по поводу, как вы думаете, глупостей, сказанных собеседником, вы в принципе сводите на нет весь смысл полемики: я говорю глупости, вы — нет, вот и скрытая сверх идея всех рассуждений. Откуда такой абсолютизм собственной точки зрения? Ее и так все уважают, она имеет место быть, зачем давать знать, что кто-то по, вашему мнению, говорит глупости? Я считаю — это не верно. Про себя можете считать, что угодно. А что касается течения, то, видимо, хочется узреть его истоки, а не тихое озеро, куда оно вливается. Плыть против течения иногда легче, чем против инстинкта и совести. И куда интереснее.
avatar
я говорю глупости, вы — нет, вот и скрытая сверх идея всех рассуждений. Откуда такой абсолютизм собственной точки зрения? Ее и так все уважают, она имеет место быть, зачем давать знать, что кто-то по, вашему мнению, говорит глупости? Я считаю — это не верно.
Никакой скрытой сверх идеи я и не вкладывал, когда писал предыдущие сообщения, просто интересно вступить в дискуссию как мне кажется с умным человеком, а вы как мне показалось просто обиделись на мои некоторые высказывания, но смею заверить, никого обижать я не хотел и если, что извиняюсь за свою резкую форму высказываний.
avatar
Ладно. Видимо это издержки интернет-общения. Все-таки, когда не видишь лица и не слышишь интонации, то некоторые вещи домысливаешь. На самом деле мне приятно, что на волнующую меня проблему есть другой взгляд. Все-таки в обществе заинтересованных и умных людей куда приятнее писать топики. Спасибо, что смело высказались и проявили живой интерес:)
avatar
Я согласен. В первую очередь (лично я), если нету демки игры, смотрб на скрины и только потом на сюжет и описание
Чтобы оставить комментарий необходимо .